Что ждать от налоговых органов в новом году?
Если в части применения льготы, установленной пунктом 25 ст.381 НК РФ, все расставил на свои места Верховный суд РФ3, то в части применения статьи судебная практика еще формируется, и он
а не однозначна.
С момента вступления в силу 54.1 НК РФ, ФНС России было серьезно настроено «создать» судебную практику, позволяющую полностью отказаться от применения налоговой реконструкции. С целью выполнения своих грандиозных планов ФНС разослала инспекциям ряд писем, указывающих на новое виденье применения налоговой реконструкции, основным из них стало Письмо от 31.10.2017, которое фактически запретило налоговым органам ссылаться на положения Пленума5 и применять их в ходе своей деятельности.
Кроме того, была введена процедура согласования с ФНС России всех решений, выносимых территориальными налоговыми органами, что повлекло к затягиванию сроков вынесения решений на 6-12 месяцев.
Фактически, была предпринята попытка установить тотальный контроль за всем, что связано с применением статьи 54.1 и не допустить судебных споров по решениям, имеющим недостаточную доказательственную базу налоговых органов.
Первые судебные акты, в частности, вынесенные по делу А40-28376/2019, не вызывали оптимизма у налогоплательщиков, т.к. фактически суды полностью поддерживали позицию налоговых органов и косвенно указывали на неприменимость положений5
Однако, 2019 год «принес» многообещающие судебные акты, вынесенные в пользу налогоплательщика, например, по делам: А27-15033/2018; А53-2431/2019.
Особенно следует отметить Решение суда Кемеровской области, вынесеное по делу №А27-17275/2019.
В указанном деле суд, со ссылкой на позиции Верховного и Конституционного судов РФ, указал, что нормы налогового законодательства, на основании которых высшими судебными инстанциями были выработаны вышеизложенные правовые позиции, не претерпели изменений, в т.ч. и с введением в действие статьи 54.1 НК РФ .
Следовательно, выявление налоговым органом недобросовестных, в т.ч. умышленных действий налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:
- не снимает с налогового органа обязанностей по определению действительного размера налоговых обязательств налогоплательщика, хотя и возлагает на последнего риски, связанные с применением расчетного метода;
- не является основанием для искажения действительного размера налоговых обязательств вследствие отказа в принятии расходов по соответствующим операциям при полном учете связанных с ними доходов;
- не является основанием для применения не предусмотренных законом дополнительных санкций в виде неучета расходов, отказа в применении надлежащей ставки налога;
- влияет на выбор основания привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, суды все чаще склоняются к необходимости применения налоговой реконструкции, несмотря на вступление в силу 54.1.
Насколько налоговые органы готовы к повороту судебной практики покажет начало 2020 года, т.к. до конца текущего года ФНС России планирует закончить проверку и одобрение всех Решений налоговых органов, направленных ранее на согласование.
Так что налогоплательщикам остается только ждать и надеяться на благоразумность налоговых органов.
1. п.25 ст.381 НК РФ
2. ст.54.1 НК РФ
3. Определение №307-ЭС19-5241 от 12.07.2019 по делу №А05-879/2018
4. Письмо от 31.10.2017
5. Пленум ВАС РФ №53