Проверка контрагентов
Федеральная налоговая служба в рамках реализации мероприятий приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований в целях профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации поручает специалистам налоговых органов организовать проведение мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение таких фактов в отношении налогоплательщиков.10 июля 2018 года ФНС России выпустила письмо №ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором приведены признаки «возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности», такие как:
• подача уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
• ИП или руководители юридического лица уклоняются от явки на допросы (более двух раз);
• допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
• ИП или руководители юридического лица не проживают по месту регистрации;
• доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
• вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год);
• организации, которые на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли «нулевую» отчетность;
• суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес вычетов НДС составляет более 98%;
• организации отсутствуют по адресу регистрации;
• договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
• среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует;
• руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителем которой являются;
• налогоплательщики изменяют место постановки на учет (переходит в разные ИФНС);
• в выписку из ЕГРЮЛ внесены сведения о смене руководителя организации незадолго до представления отчетности;
• отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
• расчетные счета закрыты;
• открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
• движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;
• расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
• установлено «обналичивание» денежных средств;
• не устранены расхождения предыдущих периодов;
• в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации;
• руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другое.
Для сбора доказательств отделам, занимающимся камеральными проверками, ФНС рекомендует проводить допросы, осмотры помещений по юридическому адресу, экспертизу документов и информации на машинных носителях (почерковедческую, автороведческую, технико-криминалистическую), истребовать документы у банков, у удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа проверки электронной подписи.
При этом с учетом результатов проведенных мероприятий при поступлении декларации по НДС и налогу на прибыль «налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования таких налоговых деклараций», о чем налогоплательщик уведомляется в течение 5 рабочих дней.
Также в Письме ФНС России от 10.07.2018 г. №ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» содержится подробная инструкция для налоговых инспекторов по процедуре аннулирования деклараций.
Обязанность проверять контрагента в законе не установлена действующим законодатедьством. Тем не менее с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента.
Цель проверки - убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков негативных налоговых последствий.
Для проявления должной осмотрительности, необходимо проверить контрагента также, как это делает налоговый орган. Необходимо собрать о контрагенте как можно больше информации.
Налоговые органы уделяют особое внимание реальности выполнения сделки контрагентом, поэтому и вам нужно в первую очередь проверить его ресурсные возможности.
Проверить сведения о контрагенте и его руководителе (иных должностных лицах) можно на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Он позволяет проверить, в частности:
• является ли ваш контрагент официально зарегистрированным юридическим лицом или ИП;
• не внесены ли в выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведения о недостоверности данных о директоре и месте ведения деятельности;
• не находится ли контрагент в стадии ликвидации;
• нет ли сведений о руководителе (ином должностном лице) контрагента в реестре дисквалифицированных лиц, лишенных права занимать определенные должности и участвовать в управлении организациями (ст. 3.11 КоАП РФ);
• не совпадает ли адрес вашего контрагента с одним из адресов массовой регистрации.
Кроме того, следует проверить, не входит ли контрагент в число должников, которые не погасили долги, взысканные по суду. Это можно сделать через Банк данных исполнительных производств, ссылка на который также размещена на странице сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» официального сайта ФНС России.
При заключении договора организация может запросить у контрагента заверенные копии (Письмо ФНС от 11.02.2010 №3-7-07/84):
• устава, свидетельств о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
• решения о назначении руководителя, второй и третьей страниц его паспорта;
• последней бухгалтерской и налоговой отчетности, справку о среднесписочной численности.
Обратите внимание! Важно проверять полномочия не только на момент заключения сделки, но и на дату подписания документов, подтверждающих его исполнение.
Если сделка крупная и вам нужны официальные документы на контрагента - запросите на него выписку из ЕГРЮЛ , заверенную налоговым органом (Письмо ФНС от 07.04.2017 №ГД-3-14/2324) и документ-одобрение крупной сделки.
Также необходимо проанализировать сведения о контрагенте, доступные в сети Интернет и СМИ. Рекомендуем изучить сайт контрагента, рекламные объявления, отзывы покупателей, чтобы убедиться в наличии у него ресурсов для исполнения договора (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированных специалистов). Сохраните распечатки с сайтов, переписку с контрагентом и другие результаты исследований. Эти документы помогут доказать реальность заключенной вами сделки.
Кроме того, можно запросить копии ПТС на транспортные средства, копии договоров аренды складов, копии договоров с компаниями-перевозчиками.
Представитель вашей организации может выехать по адресам ведения деятельности и подтвердить реальность наличия ресурсов фотографиями.
Перечень действий, которые могут подтвердить должную осмотрительность, не является исчерпывающим. Чем больше документов вы сможете представить для подтверждения своей осмотрительности, тем больше вероятность того, что уменьшение налоговой базы (налога) признают правомерным.
Минфин России напоминает налогоплательщикам, что налоговыми органами при проведении проверок всесторонне оценивается совокупность фактов и обстоятельств, установленных в ходе проверки, указывающих на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, применительно к каждому случаю.
Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых (Письмо Минфина РФ от 5 июня 2017 г. №ЕД-4-15/10588).
Также Минфин РФ обращает внимание налогоплательщикам, что общедоступные сведения об организации размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну.
В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженных в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
На официальном сайте ФНС России в сети Интернет www.nalog.ru размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (Письмо Минфина РФ от 5 июня 2017 г. №ЕД-4-15/10588).
Организация может разработать перечень действий по проверке потенциальных контрагентов и закрепить его внутренним локальным актом, что позволит оптимизировать данный процесс, и снизит риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Если вы не проведете такую проверку, то есть риск, что по итогам проверки могут выясниться факты, которые повлекут отказ в вычетах по НДС, расходах, зачету или возврату налога, к примеру, из-за того, что контрагент является фирмой- «однодневкой» и обязательства по договору выполнены не тем лицом, которое указано в документах.
Создайте досье на контрагента: распечатайте найденную информацию и сохраните в компьютере скриншоты интернет-страниц (Письма Минфина от 06.07.2009 №03-02-07/1-340, ФНС от 23.03.2017 №ЕД-5-9/547@). Заведите на проверенного контрагента карточку.
Пример. Карточка проверки контрагента
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Фомина М.Б.