Поправки в Закон о банкротстве, направленные на регулирование субсидиарной ответственности контролирующих лиц
Автор: Александр Григорьевич Клышкань,
директор департамента консалтинга АФ «АВУАР»
29 июля 2017 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Закон N 266-ФЗ - это уже четвертый блок поправок в Закон о банкротстве, направленных на регулирование субсидиарной ответственности контролирующих лиц.
Остановимся подробнее на этих изменениях.
Контролирующие лица. Правовые последствия установления контроля
Утратила силу ст. 10 Закона о банкротстве, регулирующая ответственность контролирующих лиц при банкротстве юридических лиц. Теперь вместо нее появилась отдельная глава III.2 "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве", в которой отныне содержится определение контролирующего лица, перемещенное из основных понятий, перечисленных в ст. 2 Закона о банкротстве. И хотя основной смысл понятия контролирующего лица сохранен - контролирующим по-прежнему признается лицо, которое может давать обязательные для исполнения должником указания или имеет возможность иным образом определять действия должника, - в его определении обозначились существенные изменения, направленные на усиление ответственности контролирующих лиц.
К числу таковых следует отнести возможность в судебном порядке признать лицо контролирующим по основаниям иным, чем только те, которые непосредственно перечислены в самом Законе (п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве).
Перечень контролирующих лиц расширен и формально: теперь к их числу также относятся лица, которые признаются контролирующими в силу должностного положения (в частности, по причине замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника).
В новой редакции Закона о банкротстве сохранилась презумпция контроля: при наличии указанных в Законе обстоятельств, пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом.
Ужесточился подход к исчислению срока, в течение которого лицо может быть признано контролирующим: если ранее Закон считал таковым лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем трех лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или иным образом определять действия должника, то сейчас контролирующим признается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее право не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. При этом сокрытие должником, и/или контролирующим должника лицом, и/или иными заинтересованными по отношению к ним лицами признаков неплатежеспособности и/или недостаточности имущества не влияет на определение даты возникновения признаков банкротства для целей определения контролирующего лица.
Правовые последствия установления контроля, предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ, в отношении контролирующих лиц аналогичны ранее действующему законодательству и предполагают:
-
субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, если такая невозможность наступила вследствие действий (бездействия) контролирующего должника лица (ст. 61.11 Закона о банкротстве);
-
субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 Закона о банкротстве);
-
ответственность за убытки, причиненные руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) или иными контролирующими должника лицами: указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате нарушения положений Закона (ст. 61.13 Закона о банкротстве).
Закон предоставляет право контролирующим лицам доказать фактическое отсутствие контроля: согласно п. 9 ст. 61.11 арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально).
При этом Закон мотивирует номинальных руководителей к раскрытию информации о фактических бенефициарах. Так, лицо, привлекаемое к ответственности, может быть освобождено от нее, если благодаря предоставленным им сведениям будет установлено фактически контролировавшее должника лицо и/или обнаружено скрывавшееся им имущество должника и/или контролирующего должника лица.
Бремя доказывания отсутствия вины также возлагается на контролирующее должника лицо. В случае, когда в результате действий (бездействия) такого лица полностью погасить требования кредиторов невозможно, оно не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.
Контролирующее лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если оно докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.
Обеспечивая интересы контролирующего лица, Закон устанавливает, что размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.
Имущественная ответственность виновных лиц за фиктивное банкротство
Новеллой Закона N 266-ФЗ является норма, направленная на привлечение виновных лиц к имущественной ответственности за фиктивное банкротство. Согласно п. 2 ст. 61.13 Закона о банкротстве в новой редакции, если заявление должника подано им в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме либо должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя или предъявленных кредиторами требований в деле о банкротстве, должник, руководитель должника и иные контролирующие должника лица несут перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием (неоспариванием) требований кредиторов.
Правила о взыскании убытков с виновных лиц применяются также в случае, если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.
Говоря об обеспечении баланса интересов кредиторов и акционеров (участников), собственников юридического лица, следует отметить, что для отечественного банкротного (впрочем, не только банкротного, но и в целом гражданского) законодательства характерен прокредиторский подход к правовому регулированию. Защита имущественного оборота (читай - защита кредиторов юридического лица) иногда превращается в самоцель. А ведь за фасадом юридического лица находятся его учредители (участники), законно использующие "оболочку" юридического лица, в том числе с целью легитимного ограничения своей ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности.
Защита интересов кредиторов
Новеллы, внесенные в Закон о банкротстве Законом N 266-ФЗ, расширяют возможности кредиторов, предоставляя им выбор способа защиты своих интересов и наделяя их правом распорядиться требованием о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц следующим образом:
-
взыскать задолженность в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
-
продать свое требование по правилам п. 2 ст. 140 Закона о банкротстве;
-
уступить другому кредитору часть своего требования в размере требования этого кредитора.
Закон о банкротстве в новой редакции (ст. 61.21) предполагает возможность заключения соглашения между кредиторами и контролирующими лицами, привлекаемыми к ответственности при единогласном одобрении его условий (в том числе о предоставлении отступного, обмене требований на доли в уставном капитале, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства и т.п.) всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности.
По согласию отдельного кредитора, выраженному в письменной форме, соглашение может содержать положения о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части и/или понижения очередности исполнения требований такого кредитора.