Блог

Банки будут пресекать уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и другие противоправные операции

Дорогие друзья, 21 июля 2017 года Центробанк России выпустил методические рекомендации для банков № 18-МР "о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

В соответствии с ними банки будут выявлять и пресекать операции, действительными целями которых могут
являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операций, обладающих признаками транзитных операций (Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных
организаций к отдельным операциям клиентов»).

Рекомендуемые подходы следующие:

1) В рамках работы по выявлению клиентов, осуществляющих операции, отвечающие признакам транзитных, рекомендуем обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов (далее – счет) налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи) с 0,5 % от дебетового оборота по счету (Критерий признака, свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 № 4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов») в среднем до значения 0,9 % от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих.

Банк России так-же рекомендовал принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:

- со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховым взносам (Страховые взносы, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
- фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств,
предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его
счетам.

2) Центробанк России обращает внимание банков на установленную подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 Положения Банка России от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных
средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» обязанность кредитных организаций располагать идентификационной информацией об устройстве, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства (далее - идентификатор устройства), с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств.

При этом в рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуется осуществлять контроль идентификатора устройства клиента.

Всего таких рекомендаций четыре. Ознакомится с полным текстом документа можно на сайте Центробанка России.

Хотелось бы обратить внимание на то, что с точки зрения Центробанка является признаками, указывающими на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

- перевод денежных средств за рубеж по авансовым платежам по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию;
- перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, при ввозе которых намеренно завышалась их контрактная стоимость, а также при неоднократном перемещении одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов;
- перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию подтвержден товаросопроводительными документами стран-участниц Таможенного союза, вызывающими сомнения в их подлинности;
- перевод денежных средств за рубеж по сделкам с услугами, в том числе связанным с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность;
- перевод денежных средств за рубеж по сделкам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность;
- перевод денежных средств за рубеж по агентским договорам;
- перевод денежных средств за рубеж по инвестиционным договорам;
- перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи недвижимости за рубежом;
- перевод денежных средств за рубеж по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании;
- перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг за исключением векселей;
- перевод денежных средств за рубеж по операциям, связанным с покупкой векселей;
- перевод денежных средств за рубеж во исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах;
- перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям;
- выдача наличных денег клиентам – юридическим лицам, иностранным структурам без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателям;
- выдачи со счетов физических лиц, в том числе со счетов, предусматривающих осуществление операций с использованием платежных карт;
- обналичивание денежных средств с использованием депозитных счетов нотариусов.

Последствия идентификации операций клиента в качестве "сомнительных" тоже понятны - это блокировка счета, уведомление Росфинмониторинга и прочие прелести "регулирования предпринимательской деятельности" со стороны банковской системы.

Что делать? Можно попытаться самостоятельно оценить риски (благо критерии оценки рисков по банковским операциям приведены в Рекомендациях № 18-МР) и провести ревизию операций. При планировании деятельности выбирать такие правовые и финансовые конструкции, которые не вызовут у вашего обслуживающего (уполномоченного) банка сомнений (например, профинансировать иностранную структуру можно при помощи фидуциарной сделки).

Кроме того, не стесняйтесь на этапе планирования обсудить с вашим обслуживающим банком особенности выбранной правовой конструкции.

Не рискуйте Вашими деньгами и деловой репутацией, обращайтесь к профессионалам!

Клышкань Александр - директор департамента консалтинга АФ АВУАР

Поделиться


Наши партнеры

  • 1 канал
  • НТС
  • ГК Мечел
  • Мехамания
  • Южуралзолото
  • СК Легион
  • Уралмясторг
  • ГК Лукойл
  • ГК Кейтеринбург
  • АО БТРЗ
  • Мета
  • ГК Уральские кондитеры
  • ЮУ КЖСИ
  • СК «Магистр»
  • ОАО «НПО электромеханики»
  • ОАО «Фортум»
  • Евразийская Строительная Компания
  • МУП ЧКТС
  • Вертолетная сервисная компания
  • СК Артель-С
  • Аптека 36,6
  • СМС Груп
  • МУП ПОВВ
  • Правительство Пермского края
  • ОАО «Миасский Машиностроительный Завод»
  • АО «ПО«Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова»
  • АО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского
  • Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
  • ГК «А 101»
  • Администрация Тазовского района
  • Администрация Ямальского района
  • Областной аптечный склад
  • НОВАТЭК
  • НК ЛУКОЙЛ
  • Красное & Белое
  • Росгеология

Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от

Предыдущие выпуски