Отечественные бухгалтерские стандарты существенно усложнятся. Изучайте МСФО и проекты ФСБУ – готовьте сани летом.
В № 9 журнала «Международный бухгалтерский учет» за 2017 г. вышла статья советника генерального директора АФ «Авуар», кандидата экономических наук, доцента кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южно-Уральского государственного университета Алексея Евгеньевича Иванова «Учет оценочных обязательств по предстоящей ликвидации основных средств в 2017 и 2018 гг.: новации проекта Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=70974Пресс-служба ГК «Авуар» традиционно взяла небольшое интервью у автора.
- Алексей Евгеньевич, из названия статьи понятно, что в ней рассматриваются положения какого-то проекта бухгалтерского стандарта. А что это за проект?
- Уже более десяти лет в стране продолжается реформа бухгалтерского учета. Минфин активно стремится приблизить отечественные бухгалтерские стандарты к международным. И с прошлого года эта реформа вышла на качественно новый уровень: если раньше реформированием занимался, по большому счету, только сам Минфин, то в мае 2016 г. была принята Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) на 2016-2018 г. ФСБУ заменят привычные нам положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). При этом разработчиками проектов стандартов, кроме самого Минфина, назначены три ответственных исполнителя, не имеющие прямого отношения к государству. Это Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»), Российский союз аудиторов (РСА, ранее – Московская аудиторская палата) и Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР). То есть норма закона о бухучете №402-ФЗ, предполагающая наличие субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, начала по-настоящему работать. При Минфине создан Совет по стандартам бухгалтерского учета, основной функцией которого является осуществление экспертизы проектов бухгалтерских стандартов и вынесение рекомендаций по поводу целесообразности их принятия.Процедура разработки стандартов сейчас выглядит примерно следующим образом. Сначала субъект негосударственного регулирования разрабатывает первоначальный вариант текста проекта стандарта, ориентируясь на соответствующий международный стандарт финансовой отчетности (МСФО). Затем вывешивает его на своем сайте и собирает замечания и предложения по доработке текста любых заинтересованных лиц, осуществляя таким образом процедуру общественного обсуждения проекта. Эти замечания принимаются или не принимаются, но в любом случае рассматриваются на заседаниях рабочих групп негосударственного регулятора. По завершению процедуры общественного обсуждения, проект ФСБУ отправляется на рассмотрение Советом. Последний выносит свои рекомендации по доработке текста проекта, негосударственный регулятор дорабатывает проект и снова отправляет в Совет. Таких итераций может быть несколько, но заканчиваться все должно рекомендацией Совета Минфину принять стандарт. В моей статье рассматривается одна из новаций первого разрабатываемого в рамках такой процедуры ФСБУ «Основные средства».
- И когда должен вступить в силу этот стандарт?
- Простой вопрос, на который я, к сожалению, не могу дать столь же простой ответ. Изначально Программа разработки ФСБУ предполагала, что в уже 2018 г. должны вступить в силу пять стандартов: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». Однако реформа несколько забуксовала. 28 марта 2017 г. на сайте Минфина появился проект приказа, согласно которому некоторые из этих стандартовтеперь предполагается применять с 2019 г., а другие – аж с 2020 г. Видимо, этот приказ будет подписан, поэтому ФСБУ «Основные средства», скорее всего, вступит в силу не раньше 2020 г. И у меня как у человека, видящего часть картинки «изнутри» (я являюсь участником рабочих групп Фонда «НРБУ «БМЦ» по разработке проектов ФСБУ), пока нет уверенности, что этот срок не будет отодвинут еще дальше.
- Почему так? Разработчики не справились вовремя?
- На мой взгляд, основных причин две. Первая из них заключается в неготовности большинства разработчиков проектов стандартов выдержать сроки, установленные Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг. Из трех разработчиков проектов ФСБУ в срок работу выполнил только один - Фонд «НРБУ «БМЦ». РСА и ИПБР до сих пор не представили в Минфин уведомления о разработке проектов ФСБУ и не приступили к их публичному обсуждению. В подобных условиях Минфину остается либо отменить реформу, либо продлить ее сроки, поэтому выбор второго пути видится вполне логичным.Вторая причина – разное понимание Советом по стандартам бухгалтерского учета при Минфине, осуществляющим экспертизу проектов ФСБУ, и единственным разработчиком этих проектов, представившим их на экспертизу, отдельных терминов и положений МСФО, заложенных в проекты. Я не буду лезть в детали, освещу только хронологию работы над проектом ФСБУ «Основные средства». В сентябре 2016 г. в точном соответствии с Программой разработки ФСБУ была завершена процедура публичного обсуждения проекта и он был передан на рассмотрение в Совет по стандартам бухгалтерского учета при Минфине. В октябре-декабре2016 г. на заседаниях Совета было осуществлено предварительное рассмотрение проекта. В результате в конце декабря 2016 г. проект был возвращен на переработку. На днях состоится заседание рабочей группы Фонда «НРБУ «БМЦ», посвященное рассмотрению переработанного варианта проекта. Т.е. технически этот стандарт еще может быть введен в действие с 2018 г., но это уже маловероятно.
- Так есть ли смысл сейчас рядовому бухгалтеру внимательно изучать отдельные положения проекта, который еще находится в стадии разработки? Не получится «сказка о потерянном времени»?
- На самом деле, большая часть положений проекта ФСБУ «Основные средства» Советом одобрена. На сайте Фонда «НРБУ «БМЦ» можно найти таблицу, в которой сведены воедино устраненные и неустраненные замечания Совета по стандартам бухгалтерского учета при Минфине к тексту проекта. Порядок учета оценочных обязательств по предстоящей ликвидации основных средств, рассматриваемый в моей статье Совет удовлетворил. Фактически, это калька с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», которую и разработчик проекта и Совет рассматривают совершенно одинаково. Следовательно, в этой части ФСБУ «Основные средства» после его принятия будет полностью соответствовать проекту.
- Тогда давайте перейдем к предмету статьи. Что такое оценочные обязательства по предстоящей ликвидации основных средств? Действующие ПБУ их не предусматривают?
- Вообще, оценочные обязательства – это довольно сложная штука, которая начала проникать в российский бухучет относительно недавно. У нас есть ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», которое определяет оценочные обязательства как «обязательства организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения». То есть обязательство точно есть, но на текущий момент мы не можем точно сказать сколько мы должны будем заплатить или когда нам придется его погасить. Или не можем сказать ни того, ни другого. Что касается конкретного оценочного обязательства по предстоящей ликвидации основных средств, то его можно проиллюстрировать простым примером. Предположим, вы взяли в аренду участок земли, на котором возвели здание. Договор аренды предусматривает обязанность арендатора по окончанию срока аренды привести участок в исходное состояние. Таким образом, через какое-то время вам это здание точно придется снести и это будет стоить каких-то денег. Но вот каких именно – сейчас вы со стопроцентной точностью спрогнозировать не можете. Поэтому стоимость сноса здания пока является оценочным обязательством, которое станет обязательством в классическом его понимании в конце срока действия договора аренды. Действующие ПБУ предусматривают признание таких оценочных обязательств, но порядок их учета кардинально отличается от предлагаемого в проекте ФСБУ «Основные средства». Как их учитывать в рамках отечественного Плана счетов, согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и проекту ФСБУ «Основные средства», я рассмотрел в своей статье и для облегчения восприятия читателем-бухгалтером привел числовые примеры.
- Последний вопрос задам такой же, как в прошлом интервью. Где же место «Авуара» в этой истории?
- Мы должны стать проводником будущих ФСБУ в бухгалтерское сообщество. «Мы» в данном случае – это не только «Авуар», но и Южно-Уральский государственный университет. Если замечания к проекту «Запасы» мы писали усилиями только преподавателей университета, то замечания к проекту «Нематериальные активы» делались уже совместно с «Авуаром».Теперь пришла пора не только работать над самими проектами ФСБУ, но и разрабатывать методический инструментарий для бухгалтеров и аудиторов, объясняющий им как правильно интерпретировать многочисленные новации, с которыми придется столкнуться в недалеком будущем. Учет существенно усложнится, и тем, кто хочет остаться в профессии, придется многому учиться заново. В том числе и нам. Сегодня мы обсуждаем первую статью из длинного цикла, который я запланировал к написанию. Следующая уже написана – она будет посвящена новациям в порядке отражения в учете результатов переоценки. Надеюсь, что коллеги подключатся к этому начинанию, потому что силами одного человека охватить такой большой объем работы весьма проблематично.
Автор: Алексей Иванов