Бизнесу в 2019 году поручено поддержать нефтегазовый сектор налогами
Минфин России второй раз за год повышает план по сбору в федеральный бюджет НДС, налога на прибыль и штрафов в отношении юридических лиц.
По итогам года бюджет получит от сырьевых корпораций на 398 млрд рублей меньше, чем было запланировано в июле, и на 456 млрд меньше, чем было заложено в изначальный закон о бюджете, принятый в конце 2018 года.
По замыслу правительства, частично компенсировать существенный недобор нефтегазовых налогов должны дополнительные сборы с не сырьевого сектора экономики.
По предварительным подсчетам, половину выпадающих доходов - 193,8 млрд рублей - планируется покрыть сборами с не сырьевого сектора, прежде всего налогами на внутреннее производство.
Таблица 1 (в млн.руб)
По итогам года бюджет получит от сырьевых корпораций на 398 млрд рублей меньше, чем было запланировано в июле, и на 456 млрд меньше, чем было заложено в изначальный закон о бюджете, принятый в конце 2018 года.
По замыслу правительства, частично компенсировать существенный недобор нефтегазовых налогов должны дополнительные сборы с не сырьевого сектора экономики.
По предварительным подсчетам, половину выпадающих доходов - 193,8 млрд рублей - планируется покрыть сборами с не сырьевого сектора, прежде всего налогами на внутреннее производство.
Таблица 1 (в млн.руб)
Интересна сама идея о том, что в правительстве, за счёт низко маржинального сектора, хотят покрыть выпадающие доходы предприятий с высокой маржей. Де-факто Минфин накрыл нефтяников «лоскутным» одеялом с одной стороны, предоставив им льготы на НДПИ, с другой стороны оказывая дополнительное давление из штрафов и доначислений на предприятия не нефтегазового сектора.
Одновременно с налоговыми сборами правительством был повышен план по сбору с юридических лиц штрафов, санкций и возмещений ущерба государству на 13,2%, или 8,9 млрд рублей. Таким образом к концу года бюджет может получить получить 76,7 млрд рублей доходов такого рода вместо 67,8 млрд, заложенных в июльских поправках.
Таблица 2
Интересная картина получается, если проанализировать уровень рентабельности предприятий, за счет которых Минфин запланировал покрыть выпадающие доходы и тех по чьей «вине» они образовались. Авуар приводит данные о рентабельности по нескольким видам экономической деятельности в нефтегазовом и не нефтегазовом секторах экономики.
Таблица 3 Удивительное соотношение показателей, поддержать нефтяников и экономику в сложный момент должны те, кто зарабатывает в несколько раз меньше. Официальная рентабельность некоторых не сырьевых производств находится на уровне 2%. Особенно занимательно в этой связи, выглядит статистика по номинальной начисленной заработной плате, в тех же секторах и по тем же видам экономической деятельности.
Таблица 4
Среднемесячная начисленная заработная плата в нефтегазовом секторе 3-5 раз выше, чем в приведенных не сырьевых секторах. На фоне невысоких заработных плат и низкой рентабельности тех предприятий за чей счет организуют «банкет», сложно найти аргументы, в поддержку таких решений.
Директор департамента развития М.А. Левченко