Субсидиарная ответственность
Институт субсидиарной ответственности направлен на удовлетворение требований кредиторов, в случае невозможности полного погашения их требований за счет имущества должника. Данный инструмент стал активно и эффективно использоваться как конкурсными управляющими, так и самими кредиторами с 2017 года. На начало 2019 года в судах сформировалась устойчивая практика по привлечению к субсидиарной ответственности лиц, причастных к банкротству компаний, которые не могут рассчитаться по своим долгам (Должники). Статистика привлечения лиц к субсидиарной ответственности, опубликованная на сайте Федресурса (https://fedresurs.ru/news/49c41551-a149-431a-8fb4-6e584b28f9b7?attempt=1) не двусмысленно указывает на необходимость контролирующим лицам организации обращать особое внимание на возможные неблагоприятные последствия их действий (бездействия) в качестве лица, контролирующего должника. Необходимость дополнительного контроля своих действий обусловлена данными указанной ранее статистики, из которой отчетливо видно значительное увеличение количества удовлетворенных требований о привлечении контролирующих Должника лиц к субсидиарной ответственности.
Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности | 1 кв. 2017 | 2 кв. 2017 | 3 кв. 2017 | 4 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | 2 кв. 2018 | 3 кв. 2018 | 4 кв. 2018 | 1 кв. 2019 |
Подано | 745 | 871 | 938 | 1098 | 1170 | 1291 | 1431 | 1215 | 1046 |
Удовлетворено | 156 | 172 | 171 | 293 | 280 | 381 | 422 | 548 | 430 |
Доля удовлетворенных | 21% | 20% | 18% | 27% | 24% | 30% | 29% | 45% | 41% |
Размер ответственности, млрд. руб. | 23,3 | 19,1 | 22,2 | 38,6 | 25,6 | 37,3 | 84,5 | 182,9 | 75,39 |
Количество привлеченных лиц | 195 | 199 | 169 | 360 | 347 | 471 | 569 | 738 | 594 |
В первую очередь к субсидиарной ответственности пытаются привлечь единоличный исполнительный орган организации (директор, управляющая компания, управляющий) и её участников. При этом, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), список контролирующих должника лиц (далее –КДЛ) не ограничен конкретным перечнем. К их числу могут быть отнесены, кроме прочего, главный бухгалтер и лицо, действующее по доверенности. КДЛ, в рамках субсидиарной ответственности, являются физические или юридические лица, которые не более чем за 3 года до возникновения у компании признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия судом заявления о банкротстве контролировали (имели возможность и право) принимаемые в компании решения, заключали сделки от ее имени, определяли их условия. Пленум Верховного суда в своем постановлении №53 от 21.12.2017 отметил, что само по себе участие в органах должника не свидетельствует о наличии статуса контролирующего его лица. Однако, закон о банкротстве содержит исключения из этого правила. Так, пунктом 4 ст.61.10 Закона о банкротстве, установлен круг лиц, в отношении которых действует презумпция того, что именно они определяли действия должника. Таким образом, практически любое лицо, имеющее отношение к управлению Должником и/или его документации может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
Не облегчает учесть привлекаемого к субсидиарной ответственности лица и наличие в Законе о банкротстве презумпции виновности КДЛ пока они не докажут обратное (п.2 ст.61.11 Закона о банкротстве). В частности, п.2 ст.61.11 Закона о банкротстве закреплена презумпция вины КДЛ в случае причинения существенного вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Кроме того, Закон о банкротстве содержит презумпцию вины КДЛ связанную с ненадлежащим ведением, хранением финансовой (бухгалтерской) отчетности, первичных и иных документов, подлежащих обязательному хранению. И это далеко не весь перечень презумпций вины, закрепленных в Законе о банкротстве. Таким образом, при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ бремя доказывания ложится не только на заявителя, но и на привлекаемых лиц.
Применение института субсидиарной ответственности привело и к ряду неоднозначных судебных решений, согласно которым КДЛ инициировало совершение Должником сомнительной сделки (ряд сделок) на сумму, значительно меньшую, чем общий размер требований кредиторов, и в результате привлечения к субсидиарной ответственности данное лицо фактически становилось обязанным по обязательствам, значительно превышающим размер причиненного КДЛ «реального ущерба».
Избежать привлечения к субсидиарной ответственности по долгам Должника возможно только доказав, что действия и решения КДЛ являлись правомерными, а также отсутствовали признаки умышленности в приведении компании к неплатежеспособности. Подчас доказать суду правомерность совершения единоличным исполнительным органом тех или иных действий (бездействия) и отсутствие какого-либо умысла становится очень сложной задачей. Ведь то обстоятельство, что предпринимательская деятельность по своей природе связана с риском и риском не малым (с учетом нестабильности рыночной экономики Российской Федерации) судами не учитывается при оценке действия (бездействия) КДЛ.
Таким образом, КДЛ, в ходе свой деятельности, следует быть готовыми к возможным претензиям со стороны кредиторов и конкурсного управляющего и заранее обеспокоиться сбором доказательств правомерности своих действий при управлении Должником, что позволит минимизировать риски привлечения к субсидиарной ответственности.
С учетом сложности банкротного законодательства, а, следовательно, и судебных процессов связанных, в частности, с привлечением КДЛ к субсидиарной ответственности, за консультацией по сбору соответствующих доказательств и за защитой интересов в суде, контролирующим должника лицам следует обращаться к специалистам и не полагаться на свои силы и знания, т.к. халатное отношение к возможности привлечения к субсидиарной ответственности может привезти к необратимым негативным последствиям.