Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Выгоды для инвесторов СПИК
Автор статьи: Наталья Сумзина,
зам. директора департамента консалтинга АФ «АВУАР»
Специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) введены федеральным законом «О промышленной политике в РФ». Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК.Специальный инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или её субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или её субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки).
Механизм действия в рамках СПИК в Челябинской области определен и регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 №708 «О специальных инвестиционных контрактах (СПИК) для отдельных отраслей промышленности» и Постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 №215-П «О порядке заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область»
Промышленное предприятие может заключить следующие типы СПИК:
- создание или модернизация промышленного производства;
- освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ;
- внедрение наилучших доступных технологий (реализация по факту разработки и публикации 43 справочников НДТ на сайте РОССТАНДАРТ).
Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.
Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с участием РФ составляет 750 млн. руб.
Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с участием региона составляет 350 млн. руб.
Какие выгоды получает инвестор от заключения СПИК:
- во-первых, это стабильность налоговых и регуляторных условий бизнеса;
- во-вторых, специальные для участников СПИК федеральные и региональные меры стимулирования.
В частности, при заключении СПИК инвестору предоставляются:
1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ:
- не ухудшение налоговых условий;
- возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль;
- возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов (на имущество; на землю и др. в зависимости от регионального и муниципального законодательства)
Налоговые меры стимулирования в рамках СПИК осуществляются в зависимости от стороны контракта – с участием РФ или с участием региона / муниципального образования, а именно:
1.1. Заключен СПИК с участием РФ:
1.1.1. Неприменение положений законодательства о налогах и сборов, ухудшающих условия участников СПИК:
- до даты окончания срока действия СПИК;
- до даты окончания сроков действия налоговых ставок, льгот, порядка исчисления, сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения СПИК.
1.1.2. Возможность применения коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, включенных с 1 по 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК
1.1.3. Возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0% (Применение льготной ставки возможно только для инвесторов, заключивших СПИК с РФ и субъектом РФ).
Пониженная до 0% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, возможна при соблюдении следующих условий:
- доходы от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК;
- не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы налога на прибыль инвестора;
- регистрация юр.лица в РФ – отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;
- неприменение специальных налоговых режимов;
- инвестор не является: участником консолидированной группы налогоплательщиков; некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; резидентом ОЭЗ или ТОСЭР; бывшим участником РИП / участником / правопреемником участника реализуемого РИП
1.2. Заключен СПИК с участием региона / муниципального образования
1.2.1. Возможность снижения размера налоговой ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, до 13,5%
1.2.2. Возможность освобождение от уплаты налога в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, которое создается, приобретается, реконструируется и модернизируется в ходе реализации СПИК
2. СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя (в рамках приказа Минпромторга России от 12.11.2015 №3568).
3. УПРОЩЕННЫЙ ДОСТУП К ГОСЗАКАЗУ. Возможность получения статуса единственного поставщика продукции, произведенной в рамках СПИК (участие в госзакупках на внеконкурсной основе) (ФЗ от 03.07.2016 № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В течение 60 календарных дней с даты заключения СПИК, включающего данную меру, разрабатывается проект акта Правительства РФ об определении участника СПИК единственным поставщиком
3.1. Заключен СПИК с участием РФ
Правительство РФ вправе определить участника СПИК единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения для государственных и муниципальных нужд.
Для этого необходимо соблюсти следующие условия:
- СПИК заключен с РФ;
- объем инвестиций превышает 3 млрд. рублей;
- производство товара в РФ будет осуществляться российским юридическим лицом;
- страной происхождения товара является РФ (приказ Минпромторга России от 12.11.2015 № 3568 во исполнение постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719)
Отлагательные условия:
а) количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК, в течение данного календарного года
б) ответственность производителя товара за превышение указанного количества товара в виде штрафа, размер которого составляет 50% стоимости такого превышения
в) обязанность производителя формировать и размещать в единой информационной системе отчет о соблюдении требований подпункта "а" настоящего пункта ФЗ от 03.07.2016 № 365 вносит изменения в Земельный Кодекс РФ
4. АРЕНДА ЗЕМЛИ. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для участников СПИК заключается без проведения торгов.
5. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 16.05.2016 №416, №417, №418, №419, №420, №421)
Субсидии для предприятий сельскохозяйственного и специального машиностроения
5.1. Компенсация затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств (до 90% затрат на производство техники и поддержку гарантийных обязательств за вычетом затрат на оплату труда, электроэнергию)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации;
- производитель использует НИОКР по гос. контракту с Минпромторгом России
5.2. Компенсация части затрат на содержание рабочих мест (до 90% затрат)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации в соответствии с требованиями ПП РФ от 17.07.2015 № 719 или иных нормативных правовых актов
5.3. Компенсация части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями (до 90% затрат)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации.
6. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 27.12.2012 №1432)
Программой предусмотрено возмещение затрат производителей с/х техники на ее реализацию покупателям и лизинговым компаниям со скидкой 15-20% цены продукции (реализуется Минсельхозом России)
Размер субсидии:
- 15% цены с/х техники (без НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу техники;
- 20% цены с/х техники (без НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу техники (в случае реализации с/х техники производителями Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области). Предельный размер субсидии на единицу техники определен Приложением к ПП РФ от 27.12.2012 №1432
Требования к производителям:
- юридическое лицо, налоговый резидент РФ не менее 3 лет, осуществляющее производство с/х техники;
- наличие прав на конструкторскую и технологическую документацию;
- наличие соглашений с расположенными не менее чем в 40 субъектах РФ сервисными организациями по техническому обслуживанию техники. Данное требование относится к тракторам, зерно- и кормоуборочным комбайнам o производитель осуществляет на территории РФ технологические операции, согласно ПП РФ №1432
Исключения в части соответствия технологическим операциям, согласно ПП РФ №1432:
- с/х техника, разработанная в результате выполнения НИОКР, осуществленных по гос. контракту, заключенному с Минпромторгом России;
- с/х техника, произведенная в рамках СПИК, заключенного в установленном порядке с Минпромторгом России и предусматривающего выполнение требований по поэтапному достижению уровня технологических операций, осуществляемых на территории РФ (ПП РФ №719)
7. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ от 26.04.2017 №496)
АО «Российский Экспортный Центр» – агент Правительства РФ по вопросу о предоставлении субсидий, действующий на основании договора с Минпромторгом России.
Требования:
- организация относится к отрасли автомобилестроения, сельхозмашиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения;
- получатель субсидии – производитель или аффилированное лицо, осуществляющее поставки;
- получатель субсидии – юр. лицо, зарегистрированное в РФ;
- понесены затраты по контрактам на поставку продукции;
- транспортировка осуществлялась: не ранее 1 октября года, предшествующему текущему финансовому, от пунктов отправления в РФ автотранспортом экологического класса не ниже 3-го / ж/д транспортом / водным транспортом / своим ходом o в уставном капитале доля юр. лиц, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, не превышает 50%
Размер субсидии зависит от коэффициента субсидирования:
- 0,8 – коэффициент применяется в случае если организация:
осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (за исключением организаций автомобилестроения);
заключила СПИК с РФ o осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ) и представляет сертификат о происхождении товара на партию колесных транспортных средств;
осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ) и представляет сертификат о происхождении товара на партию колесных транспортных средств* и имеет соглашение о промсборке;
представляет в отношении товара (кузовов, узлов и агрегатов моторных транспортных средств и автомобильных компонентов) документ о его происхождении в РФ (сертификат о происхождении товара) o является стороной действующего соглашения о промсборке
- 0,6 - коэффициент применяется в случае если организация автомобилестроения:
осуществляет либо по состоянию на 1 января 2015 г. осуществляла производство колесных транспортных средств, их узлов и агрегатов и (или) автомобильных компонентов в соответствии с соглашением о промсборке;
осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ)
8. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 06.02.2016 г. № 81). ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА
Регуляторная мера стимулирования для организаций, включенных в Реестр крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов (Реестр).
Условия включения в Реестр:
8.1. Соответствие требованиям Приложения 1 приказа Минпромторга России от 18.02.2016 № 406:
- производитель является налоговым резидентом РФ и осуществляет производство самоходных машин и прицепов не менее N лет;
- наличие прав на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее N лет;
- наличие в РФ сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;
- осуществление в РФ N производственных операций.
8.2. Наличие самоходных машин и (или) прицепов, разработанных в рамках НИОКР по гос. контракту, заключенному с Минпромторгом России
8.3. Производство самоходных машин и (или) прицепов на базе самоходных машин и (или) прицепов, изготовленных организацией, включенной в Реестр
8.4. Производитель заключил СПИК с РФ в сфере производства самоходных машин и (или) прицепов
8.5. Производство в РФ не менее 3х лет с использованием сырья, материалов, компонентов, узлов и агрегатов, произведенных в ЕврАзЭс, и наличие соглашений с сервисными центрами, сотрудничающими с производителями не менее 1 года, не менее чем в 40 субъектах РФ
Механизм заключения СПИК с участием РФ следующий:
Шаг 1. Фонд развития промышленности (далее – ФРП) и инвестор совместно прорабатывают и подготавливают заявление с комплектом документов
Шаг 2. Минпромторг России при участии ФРП готовит предварительное заключение и согласовывает его со структурными подразделениями Минпромторга России, региональными ОИВами.
Шаг 3. Межведомственная комиссия (МВК) рассматривает проект и принимает решение о возможности заключения СПИК, его основных параметрах
Шаг 4. Минпромторг России при участии ФРП готовит проект СПИКа, согласовывает со структурными подразделениями Минпромторга России и Минфином России
Шаг 5. Инвестор и Минпромторг в случае согласия инвестора подписывают СПИК.
Механизм заключения СПИК с участием Челябинской области предусмотрен Постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 №215-П «О порядке заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область».
Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров отметил: «Челябинская область в числе первых субъектов РФ утвердила порядок заключения и реализации специнвестконтрактов. Это новая мера стимулирования промышленности, нацеленная на увеличение инвестиционной активности предприятий и создание новых производств, которая не требует дополнительного финансирования из областного бюджета».