Алексей Иванов: слияния и поглощения должны подготавливать профессионалы
- А.Е., очень сложное название! Что означает «синергетический оптимизм»?- Действительно, звучит устрашающе. На деле же «синергетический оптимизм» - это просто предложенный мной термин, описывающий ситуацию, когда покупатель в сделках M&A (слияниях и поглощениях) приобретает компанию по цене выше справедливой стоимости ее чистых активов. Зачем покупать бизнес дороже, чем он стоит? Если подходить с позиций экономической целесообразности, то покупатель платит за будущие прибыли, которые способна генерировать его покупка. Т.е. покупается не просто набор активов, а действующий бизнес, который планируется каким-то образом встроить в существующую бизнес-структуру покупателя. При этом приобретаемая компания может сама по себе генерировать прибыли, превышающие нормальную величину для отрасли или сегмента рынка, – покупатель платит за возможность получать эти сверхприбыли. Возможен и другой вариант: при объединении бизнесов появляются возможности, которых не было ни у продавца, ни у покупателя при их автономном существовании – так называемый эффект синергии. Например, можно осуществлять централизованные закупки для всей группы компаний и получать скидки за счет приобретения крупных партий товаров. Объединенный бизнес может обойтись меньшим числом бухгалтеров, экономистов и прочего административно-управленческого персонала. У крупной бизнес-структуры появляется возможность привлечения более дешевых денег и т.д. В результате прибыль группы компаний после объединения может превысить арифметическую сумму прибылей при их раздельном функционировании.
- С синергией разобрались, а почему «оптимизм»?
- Дело в том, что синергетический эффект не появляется сам по себе – над его достижением нужно упорно трудиться. Зарубежные исследования показывают, что бОльшая часть слияний и поглощений не приводит к увеличению нормы прибыли объединенного бизнеса и, соответственно, его стоимости. Чаще происходит ровно наоборот – показатели эффективности хозяйственной деятельности снижаются. Стало быть, те инвесторы, которые готовы платить за синергетические эффекты, – большие оптимисты. Статья, которую мы обсуждаем, на самом деле посвящена лишь небольшой части исследования, которым я занимаюсь уже четвертый год. Цель этого исследования – определить насколько целесообразно проецировать свой оптимизм на цену сделки. С точки зрения предмета исследования, этот оптимизм капитализируется в балансе покупателя в виде гудвила. Сначала я анализировал крупнейшие слияния и поглощения, в которых был признан гудвил, по российскому рынку в целом, потом пошел вглубь. Естественно, что, живя и работая в Челябинске, я начал детально анализировать промышленность – сначала все крупнейшие сделки, затем уже по отраслям.
- А как вы определяли оказался ли оптимизм покупателя обоснованным?
- Анализировал его финансовую отчетность по МСФО. Если после осуществления сделки в балансе признается гудвил, то впоследствии его необходимо ежегодно тестировать на обесценение. Обесценение гудвила, как правило, означает, что покупатель ошибся с определением цены сделки и переплатил за свою покупку. Конечно же, не всегда возможно предсказать будущее: иногда гудвил обесценивается из-за изменившейся макроэкономической ситуации, поэтому я внимательно изучал обоснование признания гудвила при приобретении и причины его обесценения в пояснениях к финансовой отчетности.
- Что же в «сухом остатке»: как часто синергетический оптимизм оказывается оправданным?
- Если говорить о крупнейших сделках по российскому рынку слияний и поглощений в целом, то примерно в половине случаев. По промышленности показатель чуть хуже – около 40%. Это вполне коррелирует с данными зарубежных исследований. Горная промышленность, о глубоком кризисе которой начали говорить еще в 2015 г., неожиданно показала наиболее высокий процент сделок с необесценившимся гудвилом - 55%. Поэтому я решил дополнительно рассчитать рентабельность собственного капитала для оставшихся покупателей до сделки и на конец 2015 г. У большинства из них этот показатель существенно ухудшился. Это, конечно, очень грубый индикатор, но даже его динамика позволяет усомниться в том, что тестирование на обесценение было проведено корректно – возможно, бухгалтерия в таких случаях просто маскирует нежелание топ-менеджмента признавать свои ошибки.
Вопрос: То есть статистика говорит о том, что в погоне за синергией с большой вероятностью деньги будут выброшены на ветер?
Ответ: Не все так мрачно: скорее я хочу сказать, что к любому делу стоит подходить профессионально. Слияния и поглощения – это сделки, которые в карьере даже самых успешных топ-менеджеров происходят не очень часто. К ним нужно серьезно готовиться. Очень важно качественно проводить процедуру дью дилидженс или всестороннюю оценку компании-цели, чтобы не оказаться тем самым оптимистом, у которого стакан наполовину полон, когда в нем уже совсем пусто. Мировая практика показывает, что эффективными обычно оказываются сделки по объединению бизнеса, которые подготавливаются при помощи профессиональных консультантов. Успешный топ-менеджер за свою карьеру проводит в лучшем случае несколько подобных сделок, консалтинговые же компании – десятки и сотни. У хорошей консалтинговой компании должен быть необходимый опыт и возможность использовать результаты передовых научных исследований. Подобных консультантов в России не очень много, и здесь нельзя не упомянуть нашу компанию, которая сейчас накапливает необходимый опыт и пытается интегрировать бизнес-практику и научные разработки в сфере M&A. Из последних крупных проектов по сопровождению слияний и поглощений можно отметить подготовку покупки известного регионального агропроизводителя – группы компаний «Здоровая ферма», завершившуюся в 2016 г. Планы по занятию ниши M&A-консультанта, как это обычно у нас бывает, весьма амбициозные. Но практика показывает, что команда «Авуара» чаще всего доводит до коммерческого успеха идеи, в возможность реализации которых мало кто верил на стадии их озвучивания.
Оригинал материала.