Экспресс-проверка: какие показатели отражают состояние бизнеса
Успешность бизнеса можно измерить разными показателями. Но для большинства достаточно понимать, всё ли хорошо хотя бы по основным. Разбираемся, на какие показатели надо обращать внимание и что они значат на примере пекарни, которая печет кексы.Динамика выручки
Выручка – все полученные пекарней деньги. Например, за месяц сеть булочных продала 1 000 кексов по 70 рублей и 500 стаканов кофе по 100 рублей. Значит, за месяц выручка составила 120 000 рублей. Здесь важно следить за динамикой выручки, как она меняется от месяца к месяцу или от сезона к сезону.
Операционные расходы
Это траты компании, которые делятся на две группы: постоянные и переменные расходы. Переменные расходы меняются параллельно с выручкой.
Так, наша пекарня на изготовление одного кекса потратила 40 рублей, на кофе – 20 рублей. Чем больше выпечки они продадут, чем больше будет переменных расходов.
Постоянные расходы не зависят от продаж. В случае с пекарней сюда входит зарплата поваров и кассиров, аренда, коммунальные услуги, материалы для офиса, охрана и другие расходы. Нужно следить за динамикой расходов.
Чистая прибыль
Те деньги, которые компания заработала и собственник может потратить их по своему усмотрению: направить на развитие, забрать себе в виде дивидендов.
Чистая прибыль рассчитывается так: из цены товара вычитаем переменные расходы, результат умножаем на количество реализованных товаров, после чего вычитаем постоянные расходы.
Например, пекарня продала в этом месяце 1 000 кексов, на изготовление одного ушло 40 рублей, а цена продажи составила 70 рублей. Переменные расходы – 20 000 рублей.
Итак: (70 – 40) * 1000 – 20 000 = 10 000 рублей прибыли получает пекарня.
Показатель важно считать, чтобы понимать, довольны ли вы доходностью дела или это бизнес ради бизнеса. Показатель важный, но далеко не все его могут посчитать правильно.
Маржинальная прибыль
От чистой прибыли этот показатель отличает то, что в нём не учитывают постоянные затраты. Маржинальная прибыль рассчитывается так: из цены товара вычитаются переменные затраты.
Оценка показателя помогает определить эффективность направлений бизнеса. Например, в пекарне два направления: кофе и кексы.
Маржинальная прибыль кексов:
70 рублей (стоимость кекса) – 40 рублей (затраты на кекс) = 30 рублей, т.е. 42%
Маржинальная прибыль кофе:
100 (стоимость чашки кофе) – 20 (затраты на кофе) = 80 рублей, т.е. 80%
Вывод: пекарне можно сосредоточиться на повышении продаж кофе, так как это высокомаржинальный продукт – затрат мало, а прибыли больше.
Чтобы бизнес работал на вас, а не вы на него, внимательно считайте цифры. Для этого нужно четко вести бухгалтерию.
Компания Genplace ведёт бухгалтерский учёт для бизнеса:настраиваем учёт,
-
настраиваем учёт,
-
ведём учёт, сдаём отчётность, сопровождаем проверки налоговой,
-
предоставляем руководителю аналитику бухгалтерской информации для принятия решений,
-
даём доступ к системе управленческого учёта, чтобы вы легко могли понимать цифры.